Ветка Окуня Сергея

Translate


Быть или не быть в Украине Закону "О запрете финансовых пирамид в Украине" ???

Как многие уже наверное знают, в Украине, еще весной 2013 в Верховную Раду был подан законопроект Закона Украины "О запрете финансовых пирамид в Украине".  Текст данного законопроекта, вместе с сопроводительной запиской, сравнительной запиской, заключением (выводом) Главного научно - экспертного управления и заключением комитета, можно на языке оригинала изучить на официальном сайте Верховной Рады Украины.

Нашим блогом был осуществлен перевод на русский язык самого ПРОЕКТА Закона Украины "О запрете финансовых пирамид в Украине", а также Заключения Главного научно - экспертного управления. Примечательно то, что Главное научно - экспертное управление само указывает на недоработки данного законопроекта)))


ПРОЕКТ
вносится
Кабинетом Министров Украины
Н. Азаров
"  "               2013


ЗАКОН УКРАИНЫ

О запрете финансовых пирамид в Украине
_______________________________________


Статья 1. В Украине запрещается умышленное создание условий для финансовой пирамиды, предложение участия в ней или привлечение (получение ) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды.

Статья 2. Финансовой пирамидой являются любые операции с финансовыми активами (денежные средства, ценные бумаги, долговые обязательства и право требования долга, которые не отнесены к ценным бумагам), которые осуществляются физическими или юридическими лицами с целью приобретения или возможности получения выгоды для себя или других лиц за счет перераспределения активов других лиц, в том числе без проведения фактической хозяйственной деятельности.

К финансовой пирамиды не относятся операции с финансовыми активами, осуществляемые финансовыми учреждениями при предоставлении ими финансовых услуг, определенных статьей 4 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" или законами по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг.
Статья 3. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с дня, следующего за днем его опубликования.

2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в Уголовном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины , 2001 г., № 25-26 , ст. 131):

в примечании к статье 185 :

в пункте 3 цифры "185-191" заменить цифрами "185-190, 191" ;
в пункте 4 цифры " 189-191 " заменить цифрами " 189 , 190 , 191" ;

дополнить Кодекс статьей 1901 следующего содержания :

"Статья 1901. Финансовая пирамида

1. Умышленное создание условий для финансовой пирамиды, предложение участия в ней или привлечение (получение ) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды - наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
3.  Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи , если они совершены в крупных размерах или путем осуществления незаконных операций с использованием электронно - вычислительной техники, информационных, телекоммуникационных и информационно - телекоммуникационных систем и сетей, систем электронных платежей, -наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества.
4 . Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены в особо крупных размерах или организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества.
Примечание. Действия, предусмотренные настоящей статьей, считаются совершенными в крупном размере в случае, когда сумма операций с финансовыми активами в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан в особо крупном размере - в случае, когда сумма операций с финансовыми активами в шестьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.";

2) часть первую статьи 8 Закона Украины " О рекламе " (Ведомости Верховной Рады Украины , 2004 г., № 8 , ст. 62; 2008 г., № 18 , ст. 197 ; 2010г., № 34 , ст. 486 ; 2012 г., № 39, ст. 463 , с изменениями, внесенными Законом Украины от 6 ноября 2012 № 5481 - VI) дополнить абзацем следующего содержания :

"Распространять рекламу о финансовых пирамидах.";

3) пункт 7 части третьей статьи 19 Закона Украины " О защите прав потребителей " (Ведомости Верховной Рады Украины , 2006 г., № 7 , ст. 84 ) после слов " пирамидальных схем " дополнить словом "продажи", а после слов "которая предоставляется" - словом "преимущественно".

              Председатель

Верховной Рады Украины




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Закона Украины «О запрете финансовых
пирамид в Украине » (№ 2700 от 03.04.2013 г. ,
внесенный Кабинетом Министров Украины )

В проекте предлагается определить содержание понятия «финансовая пирамида » и «запретить умышленное создание условий для финансовой пирамиды , предложение участия в ней или привлечение (получение ) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды ». Кроме этого, соответствующие изменения вносятся в Уголовный кодекс Украины, законы Украины « О рекламе » и « О защите прав потребителей » .

Главное управление, рассмотрев указанную законодательное предложение, считает необходимым поддержать установление запрета на создание и функционирование в Украине финансовых пирамид ( в том числе типа МММ ) , поскольку это направлено на защиту имущественных прав граждан Украины . При этом считаем целесообразным высказать относительно содержания законопроекта следующие замечания и предложения.

1 . Представленный проект состоит всего из трех статей, в которых: запрещается создание финансовых пирамид (ст. 1); определяется понятие

«финансовая пирамида» (ст. 2); формулируются заключительные положения (ст. 3), что свидетельствует об отсутствии самостоятельного предмета правового регулирования, необходимого для принятия отдельного закона по соответствующему вопросу. Это отражается также в том, что общие правовые основы в сфере предоставления финансовых услуг, порядок осуществления регулятивных и надзорных функций за деятельностью по предоставлению финансовых услуг определяются в Законе Украины « О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг». В этих условиях, по нашему мнению, вопрос запрета создания и функционирования в Украине финансовых пирамид юридически следует решать путем внесения соответствующих изменений в вышеупомянутый закон и другие законодательные акты, а не путем принятия отдельного закона о таком запрете. Такой подход более согласуется с потребностями систематизации законодательства, которая исключает множественность законов из одних и тех же вопросов.

2. Считаем, что определенные ст. 1 проекта действия, которые предлагается запретить (создание условий для финансовой пирамиды и т.д. ), должны быть конкретизированы более детально, поскольку за их умышленное совершение в проекте предусматривается уголовная ответственность ( изменения в Уголовный Кодекс Украины ) . При этом в случае принятия предложенных изменений в УК Украины существования этой статьи само по себе теряет всякий смысл.

3. Считаем, что предложенный вариант определения содержания понятия «финансовая пирамида » в ст. 2 проекта требует уточнения, ведь его отдельные формулировки не соответствуют требованиям юридической определенности правовой нормы. В частности, речь идет об использовании при определении содержания этого термина такого юридически неопределенного , оценочного выражения как «операции ... осуществляются ... с целью... возможности получения выгоды», что создает предпосылки для определенных злоупотреблений, в том числе коррупционных правонарушений , в этой сфере. В некоторых случаях текст нормы имеет не нормативно - правовой, а описательный характер. Это замечание касается использования в абзаце первом настоящей статьи слов «в частности, без осуществления фактической хозяйственной деятельности».

Из ст. 2 проекта предлагаем исключить абзац второй, поскольку в нем фактически разрешается создание финансовых пирамид финансовыми учреждениями.

4. Требует соответствующей корректировки название и текст диспозиции части первой ст. 1901, которой дополняется УК Украины. В частности, предлагаем название этой статьи привести в соответствие с содержанием ее первой части, изложив в следующей редакции: « Статья 1901. Создание или содействие деятельности финансовой пирамиды », а в ее части первой слова « Умышленное создание условий для финансовой пирамиды» предлагаем заменить на «создание и деятельность финансовых пирамид», поскольку приведенное выше формулировка характеризуется отсутствием надлежащей юридической определенности и позволяет достаточно широкое толкование, что на практике может привести к определенным злоупотреблениям. Указанное касается и такой формы объективной стороны предлагаемого законопроектом преступления, как предложение участия в финансовой пирамиде, поскольку само по себе такое деяние , по нашему мнению, не достигает уровня общественной опасности , чтобы признаваться преступлением.

При этом следует учесть , что привлечение (получение) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды подпадает под признаки такого преступления как мошенничество ( ст. 190 УК Украины ) , которое в случае его совершения в особо крупных размерах или организованной группой ( часть четвертая этой статьи) , наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества .
Кроме того , если такая деятельность финансовых пирамид « поставлена ​​» на постоянную основу , в нее вовлечены десятки ( а, возможно, и сотни ) соучастников и в результате которой получаются « сверхприбыли » , то в таком случае организаторы и участники такой финансовой пирамиды дополнительно несут уголовную ответственность за преступление, предусмотренное статьей 255 УК Украины «Создание преступной организации».

В связи с этим логично непоследовательной выглядит предложение, согласно которому тяжелым наказанием , предусмотренным ст. 1901 УК Украины ( в редакции проекта) является лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества . То есть, в случае введения предложенной «специальной » ( по ст . 190 УК ) уголовно -правовой нормы, фактически иметь место смягчение уголовной ответственности за указанные выше действия, с чем, учитывая степень общественной опасности соответствующего преступления вряд ли можно согласиться.

4. Внесение предлагаемых в проекте изменений в ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» противоречит содержанию пояснительной записке к проекту, поскольку в ней утверждается , что «нормы Закона Украины «О защите прав потребителей »не могут быть применены к финансовым пирамидам , поскольку их организаторами и участниками являются субъекты , на которых не распространяется действие указанного Закона ».

Обобщающий вывод: по результатам рассмотрения в первом чтении проект Закона Украины «О запрете финансовых пирамид в Украине » может быть принят за основу с последующим учетом высказанных замечаний и предложений.


 
Руководитель Главного управления В.И. Борденюк


Исп. : И.В.Зуб , Е.В.Вальковський , Н.В. Кидин


Данный законопроект №  2700 от 03.04.2013г. был внесен в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады Украины 10.10.2013 года, что Вы также можете наблюдать на том же официальном сайте ВРУ.

Но, как нами и предполагалось и уже говорилось ранее на страницах официального сайта МММ, с такой работой Украинского Парламента, данный закон не будет принят никогда)))

Многие спросят наверное, о какой такой работе Украинского Парламента идет речь??

Да вот о какой:
В Верховной Раде в пятницу 10.10.2013 года, пленарное заседание так и не открылось.
Утром фракция "Свобода" вывесила в сессионном зале парламента флаги Украинской повстанческой армии (УПА). В ответ депутаты от фракции Партии регионов и Коммунистической партии покинули зал заседаний и так и не вернулись в него.
Оппозиционные фракции сначала находились в сессионном зале, но в итоге до 14:00 (по средам и пятницам заседания закрываются именно в это время) в зале остались только депутаты от фракции "Свобода".
Депутаты от фракции "Свобода" пояснили,что заседание Рады так и не открылось, потому что, согласно регламенту парламента, заседание может открыться при регистрации 226 человек.
"ПР и КПУ устроили себе выходной... а у нас нет 226 голосов для того, чтобы открыть заседание".
По словам депутата Швайки, сложилась абсурдная ситуация, вызванная тем, что провластные фракции не захотели работать.
Он отметил, что в итоге Рада так и не заслушала отчет Кабинета Министров и не рассмотрела ряд важных законопроектов, среди которых назначение некоторых внеочередных местных выборов. (ну и конечно закона "О запрете финансовых пирамид в Украине").